Причины задержки речевого и моторного развития

Причины задержки речевого и моторного развития

Все детки разные: одни уделяют больше времени на концентрацию освоения какого-либо навыка, другие справляются с этим быстрее. Однако в четырехлетнем возрасте еще не совсем очевидна задержка речевого развития, поскольку причина может крыться в простом наблюдении за окружающим миром, в его созерцании. Недостаточность общения взрослых с малышом тоже может стать весомой причиной ЗРР, а также это может быть вызвано проблемами со слухом. Гораздо реже причина может крыться в аутизме или расщелине позвоночника, тормозящих развитие речи и моторики ребенка. Педагог-психолог в Ростове-на-Дону более подробно поведал нам о признаках задержки речевого развития, которые надо знать, чтобы вовремя обратиться к специалистам за помощью.

Проявления задержки речевого развития

Правильное понимание основных этапов и условных норм  речевого развития детей в раннем возрасте поможет обнаружить признаки отклонения от этих норм.

Первая речевая реакция младенца при появлении на свет — его первый крик, который реализован голосовым, артикуляционным и дыхательным отделами аппарата речи. Нормой считается первая минута появления крика, а по его громкости и звучанию специалист-неонатолог уже может определить состояние новорожденного младенца.

Первый год жизни считается подготовительным или предречевым периодом, когда происходит гуление в полтора-два месяца, лепет начинается в четыре-пять месяцев, а лепетание слов отмечается в семь-восемь с половиной месяцев; самые первые слова воспроизводятся у девочек в девять-десять месяцев, а у мальчиков — в одиннадцать-двенадцать месяцев.

Нормой активного словаря ребенка в один год является примерно десять слов, составленных открытыми слогами — ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба и тому подобное; пассивный словарь должен содержать около двухсот слов — названий повседневных действий и предметов. Пассивный словарь — понимаемые слова — определенное время доминирует над активным словарем — произносимыми словами.

 Резкое вливание пассивного словаря в активный происходит на втором году жизни, примерно в год и шесть-год и восемь месяцев. Некоторые детки имеют затянутый период пассивной речи до двух лет, сохраняя при этом нормальное протекание психического и речевого развития. Такие дети внезапно переходят к активной речи и часто даже перегоняют своих сверстников, заговоривших раньше, в развитии речевых навыков.

По утверждению исследователей, переход от слов к фразам может быть при активном словаре ребенка в сорок-шестьдесят слов. Следовательно, к двум годам речь ребенка должна состоять из простых двухсловных предложений, а в активном словаре — уже пятьдесят-сто слов. В два с половиной года ребенок уже может выражаться развернутыми предложениями в три-четыре слова.

В три-четыре года ребенок осиливает употребление некоторых грамматических форм, говорит объединенными по смыслу предложениями — происходит формирование связной речи; он активно пользуется местоимениями, прилагательными, наречиями, оперирует грамматическими категориями — изменением слов по числам и родам. Трехлетний словарный запас в пятьсот-восемьсот слов достигает к четырем годам тысячи-полутора тысяч слов.

Естественно, специалистами допускается небольшое отклонение от нормативных рамок у девочек на два-три месяца, а у мальчиков — на четыре-пять месяцев в сроках речевого развития. Правильное определение наличия задержек в речевом развитии ребенка может определить только доктор: педиатр, логопед, детский невролог, который имеет возможность наблюдать ребенка в развитии.

Диагностика задержки речевого развития

Заключение о задержке речевого развития у ребенка в двух-трех-четырехлетнем возрасте должно быть сделано при обследовании группой специалистов, в которую входят: педиатр, детский невролог, детский отоларинголог, детский психиатр, логопед, детский психолог. Педиатр при обследовании оценивает соматический статус, определяет возможные причины ЗРР и направляет ребенка к профильному специалисту.

Чтобы выявить микроорганические поражения головного мозга у ребенка необходимо прибегнуть к неврологической диагностике — ЭЭГ, ЭхоЭГ и дуплексному сканированию артерий головы.

Обследование детским отоларингологом нужно для того, чтобы исключить хронический отит, тугоухость и аденоиды у ребенка.

Логопед в своем осмотре ребенка с ЗРР анализирует данные анамнеза и заключений профессионалов-специалистов, моторику детского развития, состояние аппарата воспроизведения речи, зрительных и слуховых ориентировочных реакций, особенности коммуникативности ребенка.

Наблюдение за голосовой и доречевой активностью ребенка до года обычно проводится в провоцирующей и в естественной ситуации. Если уже освоены какие-то слова, то проверяется время их появления; контролируется объем активного и пассивного словаря; определяется наличие общей речевой активности ребенка, владение фразовой или связной речью и так далее.

Для того, чтобы оценить общее психическое развитие ребенка раннего возраста и провести диагностику его речи, специалисты-логопеды и детские психологи пользуются денверским тестом психомоторного развития, гриффитской шкалой психомоторного развития, шкалой Бейли и т.д.

Общее недоразвитие речи первого-четвертого уровня, аутизм, олигофрения, элективный мутизм значительно отличаются от задержки речевого развития ребенка.

Узнать точно, есть ли проблемы у вашего малыша с ЗРР, можно, обратившись в детский психологический центр, где всегда рады помочь словом и делом.

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

Коррекционная помощь детям, имеющим задержку речевого развития, находится в зависимости от причин, спровоцировавших медленное овладение речевыми навыками.

 Если причины социально-педагогического характера, то следует организовать благоприятную речевую среду, стимуляцию речевого развития ребенка, правильно подобрать речевой материал, демонстрируя образцы правильной речи, проговаривать все, совершаемые ребенком, действия.

При дисфункции мозга, лежащей в основе ЗРР, должно проводиться лечение, сопутствующее коррекционно-педагогической работе. Это лечение назначает детский невролог, оно заключается в приеме ноотропных препаратов, в массаже, транскраниальной микрополяризации, магнитотерапии, электрорефлексотерапии и мн.др.

Детям с задержкой речевого развития, наряду с семейным воспитанием и медицинскими процедурами, нужны занятия с детским психологом и логопедом, стимулирующие развитие познавательных процессов и речи.

Ранний детский возраст требует особого внимания к развитию мелкой моторики в детских подвижных и пальчиковых играх; не менее ценна продуктивная деятельность — лепка, рисование, аппликация; очень важны и дидактические игры — логопедическое лото, специальные речевые упражнения и игры; надо следить и за развитием слухового и зрительного внимания, за наличием пассивного словаря и умением вести активную связную речь. Многие варианты задержки речевого развития ребенка успешно исправляет своевременная нейропсихологическая коррекция детей, проводимая специалистами.

 
Статья прочитана 252 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Причины задержки речевого и моторного развития"

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля


Твитты

Архивы

Категории

  • Дом и сад
  • Досуг и хобби
  • Здоровье
  • Интерьер
  • Красота
  • Кухня и рецепты
  • Материнство и дети
  • Мода и стиль
  • Семья и отношения
  • О разном
  • Читать нас

    Статистика сайта

    1. Яндекс.Метрика